Административная и уголовная ответственность лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Статья 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (далее - граждане); гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Призыв на военную службу, а, следовательно, уклонение от призыва на военную службу можно разделить на следующие этапы:
1) Оповещение призывника повесткой, врученной под роспись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);
2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;
3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);
4) Оповещение призывника повесткой, врученной под роспись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.
Оповещение призывника повесткой.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – ФЗ оВОиВС) граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
2. Полномочиями по вручению повестки гражданам наделены (ч. 2 ст.31 ФЗ оВОиВС, ч. 2 ст.8 ФЗ оВОиВС, пп. «а» п. 5 Инструкции
об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности от 10 сентября 2007 г. (далее - Инструкция):
a. работники военного комиссариата;
b. руководители по месту работы (учебы) гражданина;
c. другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций;
d. органы местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;
e. сотрудниками органов внутренних дел;
3. Если не получается вручить призывнику повестку под роспись, то обеспечение его прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (ч. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС).
4. Военный комиссариат в данном случае инициирует розыск призывника с целью вручить ему повестку. Для этого составляются списки призывников, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц (п. 4 Инструкции).
5. Для инициирования необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий орган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении призывников, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению. Органы внутренних дел в свою очередь принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия. После этого направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, а также корешки повесток с росписями призывников, которым они были вручены.
Краткие выводы:
1. Призывник обязан лично получить повестку от указанных выше лиц, наделенных полномочиями на их вручение, т.е. не допускается получение повестки родственниками, сожителями, друзьями и иными лицами.
2. Важно знать, что вышеуказанный список военного комиссариата носит информативный характер и не обязывает органы внутренних дел проводить никакие мероприятия в отношении призывника.
3. Не менее важно то, что при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат. Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.
Военная служба может выступать как правом, так и обязанностью гражданина Российской Федерации. Добровольное поступление на военную службу или служба по контракту есть право гражданина, а служба по призыву является выполнением установленной конституционной обязанности, следовательно, за неисполнение данной обязанности призывник привлекается к юридической ответственности, а именно, к административной и уголовной.
Административная и уголовная ответственность, предусмотренная за неявку по повестке военного комиссариата.
При единичной неявке – административный штраф в размере от 500 до 3000 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность.
Главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету и уклонение от медицинского обследования.
Санкцией ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины.
Санкцией ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии.
Статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной службы.
Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде:
• штрафом в размере до двухсот тысяч рублей
• или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
• либо принудительными работами на срок до двух лет,
• либо арестом на срок до шести месяцев,
• либо лишением свободы на срок до двух лет.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
• заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
• тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.
Межрайонный прокурор Е.Л. Мостовой